celado (celado) wrote,
celado
celado

СПГ рушит стереотипы и шагает по планете

По умолчанию человеческое мышление предполагает, что “завтра” будет как “сегодня”, игнорируя вероятность качественных изменений. Если посмотреть на накопленный опыт человечества, то видно, что структурные изменения в какой-либо сфере редко подмечались современниками и были поняты только после своего окончания.


Природный газ формирует четверть энергетики человечества, а Россия получает $60 млрд за счёт его экспорта. Вроде бы, всё достаточно стабильно. Наша задача - не повторить стандартную ошибку “генералов, которые готовятся к предыдущей войне” и попытаться увидеть контуры будущего. В данном случае - газового будущего. Будет ли “завтра” похоже на “сегодня”? Нет, не будет. Эти вопросы уже поднимались нами в глобальном масштабе и чтобы делиться с читателями ключевыми событиями мы следим за происходящим.


Ситуация с природным газом напоминает перемены нефтяного рынка второй половины ХХ века, когда появлялись супертанкеры и торговля нефтью выходила на масштаб планеты. За двадцать лет дедвейт танкерного флота вырос в 15 раз, что во многом и позволило ХХ веку гордо назваться “веком нефти”, а странам обделённым нефтью получить доступ к удобному и дешёвому топливу. Ситуация повторяется и вслед за нефтью, теперь уже благодаря СПГ (сжиженному природному газу), глобальным становится и рынок природного газа. Хотелось бы не упустить эти интересные перемены, которые затронут всю мировую торговлю природным газом и энергетический сектор геополитики.


Текущая ситуация


СПГ как вишенка на торте: его мало и он дорогой. Более того, требует сложную инфраструктуру как для сжижения на танкеры, так и для обратной регазификации. Сложность инфраструктуры играет нам на руку: поиск покупателей, инвесторов и само строительство занимает около пяти лет, поэтому чтобы понимать происходящее в 2020 году достаточно внимательно изучить текущие события. К сегодняшнему дню трубопроводный экспорт природного газа составляет 66% в международной торговле. Оставшаяся доля приходится на СПГ:


Selection_195.png

Заметен рост доли СПГ, но он невелик: с 17% до 34% за 22 года и беглый взгляд не предвещает перемен. Почему доля СПГ так мала и почему она так медленно растёт? Нефти для господства достаточно было изобрести дешёвый способ транспортировки - супертанкер, но с газом такие фокусы не проходят:


сравнение себестоимости транспортировки газа.png

Для удобства график одновременно по обоим шкалам - МБТЕ и тыс.куб.м.


Если экспорт природного газа в соседнюю страну оптимален по трубопроводу и для 1000 куб.м. это будет стоить незначительные $30 за 1000 км, то в случае глобальной торговли (а тут уже приходится использовать СПГ) “вишенка на торте” обходится в $130 за тысячу кубометров в случае перевозки на 10000 км. С нефтяными танкерами даже не сравнить. Суммируя $130 и другие составляющие к себестоимости самого газа, стоимость СПГ для конечных потребителей получается запредельной. Но стереотипы имеют свойство устаревать.


Долой ценовой стереотип


Дорогая нефть и дефицит мощностей сжижения создавали иллюзию безоговорочного ценового превосходства газопроводного транспорта над СПГ, но нет ничего вечного. Для начала отметим, что снижение нефтяных цен “уронило” и цены на природный газ в 2015 году, так как стоимость природного газа обычно привязана к нефти:


snapshot12.png

Для удобства все линии графика одновременно по обоим шкалам


Рухнул первый стереотип - высокая цена СПГ. Почти все участники графика снизились к диапазону $200-300 за тыс.куб.м., даже СПГ в Японии.

Особняком стоит вопрос стоимости СПГ из США. Американские терминалы сжижения начнут вводиться в строй с 2016 года, но ценовая формула уже известна и можно для примера перенести её условия на прошлое и настоящее. Опуская подробности, цену можно разбить на две составляющие: сам газ в США (синия линия на графике) и фиксированная надбавка за сжижение, доставку и т.п. Сложив перечисленное получится итоговая цена в Европе - отмечена пунктиром. Как видно, цена на уровне остальных игроков, хотя через несколько лет вероятно вырастет, например до $250-300 за тыс.куб.м.


Долой второй стереотип: децифит СПГ


Несмотря на то, что 2020 год ещё не наступил, его контуры просвечивают уже сегодня - контракты (бери-или-плати) на продажу СПГ с терминалов подписаны, газ продан, строительство идёт, дефицит СПГ ослабнет или вовсе исчезнет:


Selection_017.png

Красным оттенком обозначены австралийские проекты, синим - американские


Предложение СПГ увеличится в 1,7 раза в ближайшие 5 лет, а именно на 200 млрд.куб.м. (для сравнения: экспорт Газпрома в Европу составляет 120 млрд.куб.м. в год). При этом интересно, что цены австралийских проектов привязаны к нефти и будут убыточны, а американские привязаны к собственной газовой бирже (henry hub) и тем самым переносят все проблемы и убытки на покупателей СПГ - газовые компании Азии и Европы. Как же будет выглядеть этот дивный новый газовый мир?



  • Новые терминалы сжижения нацелены, в основном, на азиатские рынки. Более того, СПГ отныне это геополитический инструмент не только на словах, но и на деле: США экспортом СПГ поддерживают своего геополитического союзника в регионе - Японию, которая наконец-то вздохнёт спокойнее после цен в $700 за тыс. куб.м. и дефицита СПГ


  • Китай на 2020-е законтрактовал 70 млрд. куб.м. СПГ и вкупе с другими источниками обезопасил себя от дефицита газа.


  • Европа давно поставила цель диверсировать импорт газа и потому уже имеет необходимую инфраструктуру для приёма СПГ, но заполнять её незачем - российский и норвежский газ чуть дешевле и пока не иссякают. Последние годы европейский импорт СПГ находится на очень низких уровнях и признаков роста не проявляет.



Серая полоса для Газпрома


Часть СПГ будет вытеснена с азиатского рынка в Европу, но смертельной угрозы для Газпрома не просматривается. Проблемы определённо наличествуют: снижение экспортных цен и давление на рынке со стороны СПГ, но это больше похоже на “серую” полосу, а не на чёрную. О полном вытеснении Газпрома из Европы речи не идёт. Во-первых - обеим сторонам нужно соблюдать долгосрочные контракты. Во-вторых, Европа хочет снизить свою зависимость от России лишь ниже некоторого критического уровня, а полностью отказываться от российского газа “из принципа” бессмысленно. Тем не менее, “газовый геополитический рычаг” будет со временем потерян. Но новые отечественные газопроводы в Китай с лёгкостью компенсируют возможное снижение экспорта в Европу.


Несмотря на описанные позитивные моменты, даже к своим 35% в мировой торговле СПГ шёл 50 лет, то есть “всего и сразу” не будет. Если множество строящихся терминалов сжижения были обоснованы дефицитом СПГ и сырьевым суперциклом, то теперь инвесторы думают дважды, прежде чем вкладываться в СПГ из-за низких цен и возможного перепроизводства к 2020 году. Для человечества же все эти перемены означают переход ко всё более сложным и дорогим энергоресурсам с соответствующими перспективами.

Вячеслав Лактюшкин для издательства Селадо

Статья на сайте издательства

Следите за нашими публикациями в соцсетях:

logo_vkontakte.png

Facebook_logo (1).png


Tags: СПГ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments