celado (celado) wrote,
celado
celado

Феномен одиночки: будущее семьи под вопросом?

В статье с "оптимистичным" названием «Вперёд, к одиночеству» в довольно бравурных тонах описывается тенденция современных развитых стран — увеличение так называемых «синглов», или, по нашему говоря, одиночек — людей, так и не создавших устойчивой супружеской пары и не озаботившихся детьми.

Ниже позволим себе обширную цитату из текста данной статьи:

«Одиночество сегодня — это не только следствие случайных обстоятельств, но и сознательный выбор миллионов людей в развитых странах...

За десять лет, с 1996 по 2006-й, по данным исследовательской компании Euromonitor International, число людей, проживающих в одиночестве, увеличилось на 33% и сейчас составляет более 200 млн. человек во всём мире.

В России основной процент синглов — это люди старше 55 лет. Прежде всего женщины, пережившие своих мужей и не съехавшиеся после этого с детьми...Но одиночные домохозяйства растут не из-за них. Процент одиноких пенсионеров примерно одинаков на протяжении десятилетий.
Прирост синглов происходит за счет людей от 18 до 34 лет, причем обоих полов... Рост одиночных домохозяйств особенно отчетливо виден в городах, особенно крупных.
Это молодые люди, мобильные, с большим количеством социальных связей, хорошей карьерой. Бывает так: он и она состоят в гостевом браке. При этом каждый живет рядом со своей работой и не готов променять короткую дорогу на сомнительное удовольствие жить вдвоем...
Среди «сознательных» синглов можно выделить три группы: молодые люди, выпорхнувшие из-под родительского крыла, недавно разведенные и те, кто упорно откладывает вступление в брак.
Рост числа одиночек сильнее всего заметен в мегаполисах. В маленьких городах отношение к одиноким молодым взрослым настороженное. И как бегут из провинции в столицы люди нетрадиционной ориентации, так переезжают иногда и синглы, чтобы не ловить на себе косые взгляды.

Западный мир приспосабливается к одиночкам. В Швеции, Дании и США для них появляется все больше специального жилья: платить за большую квартиру, если ты живешь один, невыгодно. Туроператоры предлагают варианты, по умолчанию рассчитанные не на «дабл», а на «сингл». Магазины продают продукты небольшими упаковками. Суды вынесли несколько положительных решений по делам против банков, отказывавшихся давать кредиты одиноким заемщикам (это сочли за дискриминацию).

В развитых странах число синглов растет с каждым днем. В России этому тренду, конечно, мешает экономический кризис. Но он же не навсегда, да и масштабы его пока не настолько катастрофичные. Можно с уверенностью предположить, что к концу десятилетия домохозяйства-одиночки и у нас станут массовым явлением. И как к нему ни относиться, уже ясно, что жить нам придется в обществе, наполненном синглами».


Если отбросить бравурный тон статьи и некоторые сомнительные выводы, то придется признать, что тенденция имеет место быть. Однако в статье остаётся за кадром основной вопрос — насколько эти тенденции являются позитивными и конструктивными, а насколько представляют из себя инерционное движение вслед за течением медлительной реки социальной энтропии, которая постоянно пытается разрушить и уничтожить любые проявление социального порядка, в том числе и кажущиеся незыблемыми — семью, дружбу, отношения родителей и детей, понятие Родины и Отчизны.

Если же рассмотреть складывающуюся на сегодняшний момент социальную ситуацию вокруг проблемы синглов с точки зрения развития теории систем, то можно увидеть следующую структуру. По сути дела, речь идёт о том, что нынешние «новые одиночки» попали в старую социальную ловушку, унаследованную нами ещё со времён дикой обезьяньей стаи, но сыгравшей с нами всеми злую шутку на пост-индустриальном этапе развития человечества.

Для описания проблемы нам надо ввести понятия трёх основных систем, в рамках которых проистекает практически вся социальная и индивидуальная жизнь любого человека:

Система I. "Социотоп" (по аналогии с биотопом — относительно однородным по абиотическим факторам среды участком земной поверхности, занятым определённым биоценозом) — совокупность социальных связей, которая доступна к пониманию и рефлексируется отдельной личностью. Условно говоря — это ваше социальное окружение, которое вами оценивается, отслеживается и имеет для вас некое референтное значение. При этом вы можете и не знать другую личность вашего социотопа лично — для факта вхождения в систему I важна социальная значимость объекта. Наиболее полно такой подход к построению личностного социотопа характеризуется известной анекдотической фразой: «Мы наполовину знакомы с Путиным — я его знаю, а вот он меня нет!»

Естественным образом на текущем этапе система I испытывает тенденцию к ускоряющемуся росту: объективно всё большая часть индивидуумов вовлекается во всё более сложные и комплексные взаимоотношения, которые особенно быстрыми темпами усложняются и растут в местах скопления глобализированных масс людей — крупных промышленных центрах и постиндустриальных мегаполисах и столицах, максимально вовлечённых в информационно-социальные процессы глобализирующегося мира.

Система II. (подсистема Системы I). "Семья". Совокупность традиционных малых групп, в рамках которых человек состоял до прихода нынешнего «кризиса одиночек». В число систем II можно отнести такие малые группы, как семья, трудовой коллектив, религиозная община, клан, дружеский круг — и массу других традиционных систем, которые обычно основаны или на кровном родстве, или же связаны общностью быта, взаимной помощью, единой моральной и правовой ответственностью. При этом важно подчеркнуть, что данные системы уровня II не стоит ни в коем случае путать с системами-социотопами уровня I, характерными для прошлой стадии развития — нацией, народом, гражданством, которые обычно основаны на весьма формализованных подходах к участию в них. В то время, как системы уровня II обычно выстраиваются либо на унаследованных безусловных признаках (например, кровное родство), либо глубоко неформальны по сути (дружба).

Данная система на текущем этапе развития общества имеет постулируемую тенденцию к уменьшению, упрощению и даже полному распаду, что и выливается в наблюдаемый «триумф одиночек». При этом наблюдаемым фактом является наиболее быстрый распад системы II в крупных городах и глобализованных мегаполисах.

Система III (подсистема системы I и II). "Индивид". Отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.

К сожалению, в рамках нашего неутешительного анализа данный уровень систем необходимо постулировать практически неизменным — согласно всем исследованиям отдельный индивид практически не изменился со времён неолита (то есть мы неизменны в биологическом и социальном плане как минимум 40 000 лет). И, более того, многие наши социальные системы унаследованы даже не от людей нового каменного века, а из ещё более древних слоёв — от наших обезьяньих предков. И одной из таких неизменных систем является число Данбара.

Число Данбара — это объективное ограничение на количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать. Этот социальный параметр был назван в честь английского антрополога Робина Данбара, который и предложил это число, базируясь на своих наблюдениях за высшими приматами. Согласно последним оценкам, поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей от поддерживающих такого рода «образ социальной связи».

Число Данбара лежит в диапазоне от 100 до 230, но чаще всего считается равным 150. Интересен тот факт, что, судя по всему, за пределами 230 связей любого из нас настигает «социальная слепота»: мы стараемся в этом случае максимально формализовать излишние социальные связи, чтобы сохранить те, которые мы должны поддерживать в удовлетворительном состоянии.

Исходя из вышесказанного и анализируя динамику системы I и системы II, при достаточном постоянстве системы III, мы можем совсем по иному посмотреть и на феномен одиночек. По сути дела, в этом случае у нас будет идти речь о том, что растущая, усложняющаяся система I просто поглощает систему II, которая приносится в жертву индивидуумом (системой III) в попытке сохранения нужного количества постоянных социальных связей.

out
Рис. Современная система II "Семья" (справа) характеризуется все возрастающим количеством связей и их одновременным ослаблением. Чем больше связей - тем они слабее.

При этом даже формализация связей внутри системы II не спасает её от распада — в силу исторических причин этот уровень систем силён именно неформальными, индивидуализированными связями, а приведение их «к общему знаменателю» со связями формальными и шаблонными системы I приводит к смысловому краху системы II — в конце-концов, что же это за друг, который просит вас «оценить его дружбу деньгами» или же что это за жена, которую больше беспокоит раздел имущества, нежели воспитание будущих детей?

Ну и поэтому, ожидаемым ответом индивидуума является тот самый феномен одиночки, который превозносится в виде «неумолимой поступи прогресса» в цитируемой нами статье.

В то время, как это и в самом деле является не более, чем вынужденным шагом.

Илья Лисицин, специально для celado.ru

Tags: общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment